Разделы сайта

Главная

Советы психолога

1.   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7.Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

8. Обратите внимание на питание ребенка:во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12.Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

· внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

·если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

·если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Семейная психотерапия.

Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:

Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.

Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.

Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

 

 

Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».

Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя человеком.

Чтобы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем

(во взаимоотношениях к себе, в своей самооценке).

Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").

Обучение приемам саморегуляции поведения.


Прием 1 - «Возьми себя в руки». Инструкция: как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.
Прием 2 - «Врасти в землю». Инструкция: попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сожми зубы. Ты - могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Эта поза уверенного человека.
Прием 3 - «Дыши и думай красиво». Инструкция: когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи: «Я - птица» - выдох, вдох «Я -камень» - выдох, вдох «Я - цветок» - выдох, вдох «Я - спокоен» -выдох. Ты действительно успокоишься.

  • Не говорите о школе плохоне критикуйте учителей в присутствии детей.
  •  
  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  •  
  • Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  •  
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  •  
  • Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
  •  
  • Воспитывайте детей игровыми средствами.
  •  
  • Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  •  
  • Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.
  •  
  • Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных, жизненных ситуациях.

1. Говорите сыну или дочери; "Людям должно быть с тобою легко". Не бойтесь повторять это.                       

2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".

5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".

6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

 

 

 

 

 

Страничка психолога: Как любимые в детстве сказки влияют на наш профессиональный выбор

 

  Как любимые в детстве сказки  влияют

на наш профессиональный выбор

 В некотором царстве, в некотором государстве, жили - были…..С этих слов начинались многие сказки нашего детства. А помните ли вы свою любимую сказку? Психологи считают, что «запавшие в душу» сказки влияют на жизнь и судьбу человека. Возможно, и наш выбор профессии во многом предопределен еще с детства. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Сказка - ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок!»  

              У каждого есть сказка, которая  в детстве произвела на него самое сильное впечатление. Но когда мы спрашиваем у человека,  какая сказка ему больше всего запомнилась, он  обычно теряется: «не помню», «наверное, какой-то конкретной нет», «разные» и т.д.  Через некоторое время  подумав, «покопавшись  в памяти», ваш собеседник вдруг начинает вспоминать, как ребенком он просил родителей почитать одну и ту же сказку, у него был любимый мультфильм, который он смотрел много- много раз, любимый сказочный герой.

         Возникает вопрос: а зачем нам копаться в своих детских воспоминаниях?

На самом деле сказочные герои, сюжеты, представления оказывают очень большое влияние на дальнейшую жизнь человека. Та или иная сказка порой производит на ребенка столь сильное впечатление (причем необязательно положительное, главное, чтобы сказка эмоционально волновала), что он неосознанно идентифицирует себя со сказочным героем, ставит себя на его место и переживает события его сказочной жизни. Таким образом, обнаружив сценарную сказку, нередко можно определить своеобразную программу,  по которой живет взрослый человек, объяснить его поступки, выбор в той или иной ситуации, поведение во взаимоотношениях с людьми.

А влияют ли сказки на наш профессиональный выбор? Меня заинтересовал этот вопрос, и я поговорила с друзьями, знакомыми, коллегами по работе. Вот что получилось.

Сказка и профессия

Пример. Одна моя знакомая работает в детском саду воспитателем. Ей очень нравится эта профессия.  Она любит детей, с удовольствием их воспитывает, учит, опекает.  Сказка, которая в детстве произвела на нее самое сильное впечатление -  «Белоснежка и семь гномов», причём она идентифицировала себя с главной героиней, которая в ее восприятии постоянно заботилась о маленьких и беззащитных гномах, не ожидая при этом для себя никакой выгоды.

Другой мой знакомый, работает следователем.

 В детстве он очень любил смотреть мультфильм «Бременские музыканты», ему нравился  Сыщик, которого король послал на поиски принцессы. Этот человек очень хорошо помнит момент погони и даже фразу, которую Сыщик напевал:     «И нюх как у собаки, и глаз как у орла!» Вы скажите совпадение?! Может быть…  Тогда ещё примеры.

Помните мультфильм «Летучий корабль»? Очень красочный, музыкальный, герои танцуют, пою.  Моя подруга восхищается тем, как интересно он сделан,  помнит все сцены,  слова, действия героев, песни. Любимый с детства мультфильм  произвел настолько сильное впечатление, что когда пришло время выбирать профессию, она выбрала профессию режиссёра.

У одного  очень хорошего ветеринарного врача любимой сказкой в детстве была сказка «Доктор Айболит». И когда я спросила почему, он рассказал, что в детстве очень любил животных, у него были кошки, собаки, попугаи, он за ними ухаживал, «пытался лечить». Ну а когда  прочитал  сказку, то «понял для себя», что когда вырастет,  будет только Айболитом и не кем другим.

 

Люди, так называемых хелперских профессий (от английского слова help - помогать) – учителя, врачи, психологи – очень часто вспоминают сказку про Ивана – царевича, причем не тот эпизод, где он сражается со Змеем, а тот, где он идет по лесу и всем помогает: видит птенчик упал, – сажает его в гнездо, видит, медведица плачет – спасает медвежонка и т.д. И затем благодарные герои тоже ему помогают в трудную минуту. Это сценарий людей с удовольствием помогающих другим людям, которые им отвечают тем же. Когда их спрашиваешь: «Как вы считаете, вам благодарны?» - они обычно отвечают: «Конечно!» Ученики благодарны, пациенты благодарны…. Они, безусловно,  считают, что за хорошие поступки воздается, как и в этой сказке. И конечно,  эти люди ничем другим не хотят заниматься, их не привлекают другие вещи, они в полной гармонии со своей работой.

Это были мои несколько примеров, а теперь попробуйте вспомнить свою сказку.

Кто твой герой?

                

После того как вы вспомнили любимую сказку, подумайте, с каким героем вы себя идентифицируете, ведь даже в одной и той же сказке разным людям будут близки разные персонажи. Например, в любимом многими мультфильме          «Ну, погоди!», кому-то очень нравился Заяц, а кто- то идентифицировал себя с Волком. «Зайчики»  -  люди позитивные, доброжелательные, уверенные в себе, везучие, легко преодолевают препятствия, быстро сходятся с другими людьми, у них все получается. А вот «Волкам» не везет, если они берутся за какое-нибудь дело, то обязательно им что-то или кто-то мешает. Эти люди склоны обвинять в своих неудачах других, часто имеют завышенную самооценку, склонны к конфликтам. Один мой знакомый, которому нравится  в этом мультфильме именно Волк, очень импульсивен, часто не может себя сдерживать, его «заносит», поменял  уже не одно место работы из-за конфликтов с начальством и  коллегами.

Любимая сказка моего родственника, успешного предпринимателя –                «Две лягушки». Он восхищался лягушкой, которая взбила молоко в масло и выбралась из кувшина. И действительно, он непросто выбирался из любой ситуации, использовал сложившиеся обстоятельства, как опору для себя, а всегда выходил победителем. Никогда не сдается, у него даже есть соответствующее выражение – «нельзя лапки складывать».

Руководителю одного из отделов  очень нравилась в детстве сказка          «По щучьему веленью». Емеля - его любимый герой. Больше всего этому человеку запомнилось как Емеля,  не вставая с печи,  решает все проблемы одной фразой «по щучьему веленью, по моему хотенью…»  Так он и руководил -  «лежа на печи», но не долго.

О важности момента

Вот вы узнали  любимую сказку и героя, кажется, все поняли о человеке, - ничего подобного. Важно, какой момент сказочной истории запомнил человек, на чём именно произошла фиксация. Например, сказка «Гадкий утенок» в качестве сценарной сказки может иметь разные последствия. В одном случае девушка «застряла» на сценах отвержения и в жизни у нее постоянно происходили столкновения с социумом. Эдакий «гадкий утенок», которого все постоянно клюют. В другом случае эта сказка становилась сценарием людей, добившихся больших успехов в жизни. Это люди, которых больше всего поразил момент превращения Гадкого утенка в прекрасного Лебедя. В детстве это были ребята, над которыми насмехались, не принимали в игры, дразнили. Кто-то был слишком высокий, кто-то худой или толстый, третий заикался…. Они страдали от комплекса неполноценности, мечтали и ждали когда придет их момент превращения в прекрасного Лебедя. Они больше других прилагали усилия, учились, работали, «выбивались» и  этот момент пришел, сейчас они уверенные в себе, богатые успешные люди.

Внимание к деталям

Часто в сказке нам запоминается не эпизод, а какая-то яркая деталь. Руководителю отдела одной из обувных фабрик особенно запомнились хрустальные туфельки,  в которых Золушка была на балу, и одну из которых потеряла, убегая от принца. Эта женщина начинала с «низов»,   и как Золушка много работала,  что бы пришел ее день. Здесь на обувном предприятии она познакомилась со своим будущим мужем. Точно как в сказке,  хрустальные туфельки помогли Принцу найти Золушку, а нашей героине свое место в жизни и своего принца.

Если после моих примеров вы продолжаете думать, что на наш профессиональный выбор никакие сказки из детства не влияют, попробуйте самостоятельно покопаться в своей памяти, восстановить детские  воспоминания. При этом важно, чтобы это были книжки, мультфильмы, картинки, картинки и т.д., запомнившиеся в возрасте четырех-шести лет. «Обнаружив» любимую сказку постарайтесь вспомнить, какая сцена, какой фрагмент наиболее запал в душу, к чему вы постоянно хотели вернуться. Причем этот фрагмент необязательно должен был  нравиться – он мог пугать, беспокоить, настораживать, волновать.  Проанализируйте, проведите параллели с настоящей жизнью.

«Разгадывать сказки» - очень увлекательное занятие. Попробуйте и не пожалеете. «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!»