Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи
Городокского райисполкома
Отдел по образованию Городокского райисполкома
ПРОГРАММА
«Моя малая родина»
(программа воспитательной деятельности, туристско-краеведческого направления, возраст 6-17 лет)
г. Городок
2020 год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………............................
Учебно-тематический план…………………………………………………….
Содержание программы……………………………………………..................
Информационные ресурсы......…………………………………….…………..
Пояснительная записка.
«Тот, кто бережет память о прошлом, о своей малой Родине, красоте родных мест – истинный патриот»
Д.С. Лихачев
«Народ, незнающий своего прошлого, не имеет права на будущее»
А.С. Пушкин
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» человека - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города и района, его исторические и культурные ценности, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей детей, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Образовательная программа по краеведению «Мой край родной» для учащихся разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 года №65-З «Об основах государственной молодежной политики».
Актуальность данной Программы обусловлена необходимостью решения острейшей проблемы - воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и района, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости городокчан, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Гуманное отношение к окружающему миру, сочетающее в себе любовь к людям и месту, где родился и вырос, с сознательным отношением к своему гражданскому долгу, формируется через участие в конкретных практических делах. Основные направления работы – патриотическое, экологическое, трудовое воспитание, формирование нравственных приоритетов.
Актуальность Программы состоит в том, что она предполагает совместную деятельность всего педагогического коллектива (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители) и социальных партнеров учреждений образования в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.
Особенность программы заключается в том, что она охватывает воспитывающей деятельностью все ступени обучения.
Цель программы:
Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Городка и Городокского района на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с историей возникновения города Городка;
- познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями, природными заповедными местами Городокского района;
- познакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых городокчан;
- расширить представления обучающихся о природных особенностях Городокского района;
- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;
- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;
- познакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;
- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- формировать социальные умения и навыки;
- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
Новизна
Программа «Моя малая родина» отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов человек и мир, литературного чтения, изобразительного искусства, истории, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами города Городка и района; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города и района.
Концепция
Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности.
В программе представлены разнообразные виды деятельности подрастающего поколения, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Городка и района, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц).
Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.
Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования района и города, людях, населяющих родной край. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классе, экскурсии в музеи, дом ремесел и фольклора, кинотеатр, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип от опыта к обобщениям;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип смены видов деятельности;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- историю своей семьи;
- название улиц названых в честь городокчан;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев городокчан в годы Великой Отечественной войны;
- участников военных событий в Афганистане;
- крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия города и района;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- средние специальные учебные заведения своего города.
Воспитанники должны уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
-работать в семейных архивах;
- работать с историческими документами;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством педагога;
-посещать музеи и другие культурные учреждения города.
Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- умение работать в группе;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение слушать и слышать друг друга;
- дружелюбие.
Содержание программы
Курс программы состоит из 14 разделов.
1 раздел - «Мой край на карте Родины» - 1 час
Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Городокского района. Изучается геральдика города и района. Источники знаний о городе и районе. Архивные материалы, материалы СМИ.
Рекомендации к первому разделу.
Педагогу необходимо познакомить детей с разными видами географических физических карт, определить местоположение района по отношению к определенным районам области и на общей карте Беларуси. Дается общая характеристика района, административно-территориальное деление. Знакомство с геральдикой города и района.
2 раздел – «Моя малая Родина»
Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города, легендами и преданиями. Дается представление о возникновении города Городка, района. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности.
Анализируется, как изменился город и границы района за время его становления.
Экскурсия по исторической части города: площадь Ленина, ул. Взгорье, Галицкого (брусчатка), река Горожанка.
Рекомендации ко второму разделу «Моя малая Родина»
Разнообразить подачу материала можно, оформляя тематические выставки из фотографий, картин, книг, творческих работ учащихся.
*Можно использовать материалы районного краеведческого музея: фотовыставка «Городок в прошлом и настоящем».
3 раздел – «Традиции и обычаи городокчан»
Изучение материалов о традициях, обрядах, быте городокчан. Социально-психологический портрет жителей г.Городка и района. Занятия населения, быт, традиции, обычаи, обряды, религия, календарные и православные праздники.
Рекомендации к третьему разделу «Традиции и обычаи городокчан»
Экскурсия в районный краеведческий музей, посещение экспозиции: «Зал этнографии и народных ремёсел Городокщины»
Посещение мастер-классов в Доме ремесел и фольклора по соломо- и лозоплетению, ткачеству, гончарству.
Посещение мастер-класса в Центре традиционной культуры и народного творчества по изучению народных бытовых танцев.
4 раздел – «Историко-культурные ценности нашего края»
Этот раздел знакомит детей с материальными и нематериальными объектами, внесенными в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь.
Рекомендации к четвертому разделу «Историко-культурные ценности нашего края»
Экскурсии на объекты и в Дом ремесел и фольклора.
5 раздел – «Я и моя семья»
Раздел нацелен познакомить учащихся с вкладом семьи в развитие нашего края. Знакомство с историей создания семьи, семейными устоями, отношениями. Возрастные критерии межличностных отношений. Воспитание детей в семье. Многодетные семьи.
Знакомство по разным источникам информации с одеждой городокчан: женской и мужской – повседневной и праздничной. Народная кухня – традиционные блюда. Способы приготовления.
Рекомендации к пятому разделу «Я и моя семья»
Рекомендуется посетить Дом ремесел и фольклора, в ходе экскурсии познакомиться с традиционной одеждой городокчан.
Дети могут подготовить сообщения о членах своей семьи. Работа творческой мастерской поможет составить свое генеалогическое дерево.
6 раздел – «Природа нашего края»
В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром родного края, с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Городокского района.
Проведении акции «Сохраним город чистым!
Рекомендации к шестому разделу «Природа нашего края»
Реки Городокщины. Животный мир. Растительный мир. Изучение почв Городокщины. Заповедные места природы.
Посещение в районном краеведческом музее отдела природы.
Знакомство с ГПУ «Корытинский мох».
7 раздел – «Наши улицы»
В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города. Историческими объектами, мемориальными досками.
Акция «Познакомь жителей города с историей земляков-городокчан именами которых названы улицы»
Рекомендации к седьмому разделу «Наши улицы»
В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками.
Занятие можно построить в виде пешей экскурсии «Путешествия по улицам города Городка».
8 раздел – «Наша школа»
Дети знакомятся с традициями, историей своей школы.
Рекомендации к восьмому разделу «Наша школа»
В этом разделе учащиеся познакомятся с традициями, историей своей школы. Рекомендуется познакомить с темами: одаренные дети школы, медалисты школы, знаменитые выпускники школы, достижения учителей школы, ветераны педагогического труда школы и т.д.
9 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Оккупация. Партизанское движение на территории района. Освобождение района. Герои войны. Знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.
Воинские захоронения, мемориалы и памятники, посвященные истории ВОВ, расположенные на территории района.
Рекомендации к девятому разделу «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории города и района.
Обязательное посещение объектов:
- Пантеон памяти в Воробьевых горах;
- Аллея Героев Советского Союза – земляков;
- памятник партизанам «Хозяин леса» в Щелбовских лесах;
- мемориальный комплекс «Бессмертие»;
10 раздел – «Афганистан: история и судьбы»
Раздел направлен на встречу с участниками афганских событий.
Рекомендации к десятому разделу «Афганистан: история и судьбы»
События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.
Встреча с участником афганских событий
11 раздел – «Наш край богат талантами»
Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея. Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей.
Рекомендации к одиннадцатому разделу «Наш край богат талантами»
Экскурсия в краеведческий музей на выставки местных художников
Экскурсия в районную библиотеку для знакомства с творчеством писателей – земляков, встречи с писателями и поэтами.
12 раздел – «Что дает наш край стране»
Этот раздел знакомит детей с предприятиями города, области.
Экскурсии на предприятия.
Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Рекомендации к двенадцатому разделу «Что дает наш край стране»
В этом разделе учащиеся совершат экскурсии и виртуальные экскурсии на предприятия нашего города. Будут организованы встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Экскурсия к Доске почета Городокского района
13 раздел – «День карьеры»
В этом разделе в ходе экскурсий дети знакомятся со средними учебными заведениями города.
Рекомендации к тринадцатому разделу «День карьеры»
В ходе экскурсий формировать конкретные наглядные представления о существенных сторонах профессии в средних учебных заведениях города Городка.
14 раздел – «Газета «Гарадоцкiвеснiк» - летопись города и района»
Знакомство с редакцией районной газеты. История районной газеты.
Рекомендации к четырнадцатому разделу «Газета «Гарадоцкiвеснiк» - летопись города и района»
Экскурсия в редакцию районной газеты.
Заключение.
В программе по краеведению «Моя малая Родина» представлена система работы с детьми по краеведческому воспитанию подрастающего поколения.
Предложены разнообразные формы и методы работы с детьми. Это и целевые прогулки, экскурсии, краеведческий музей, игровые обучающие ситуации, ресурсные круги, акции.
Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.
Данная программа способствует углубленному изучению краеведческого материала, высокому уровню воспитания гражданской позиции, нравственной культуры подрастающего поколения.
разгарнуць » / « згарнуць