19 декабря 2024 года для учащихся для учащихся VIII–XI классов «Езерищенской средней школе им. П.Э.Антипова» Единый день информирования в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией). Приняли участие учащиеся 8- 11 классов (32 уч-ся).
Приглашённым гостем мероприятия стала учитель начальных классов Кузьмина Янина Александровна.
На первом этапе проекта с помощью викторины «Мы узнаем» ребята актуализировали свои знания о профессиональном самоопределении, основах профессионального выбора.
В ходе мероприятия участниками были рассмотрены следующие вопросы:
1. Что такое профессиональное самоопределение?
Понятие профессионального самоопределения включает в себя процесс поиска и выбора профессии. Это внутренний анализ своих желаний и возможностей и соотнесение этих возможностей с заявленными профессиональными требованиями. Это самопознание, самооценка и самоанализ человека в мире профессии, процесс самоопределения личности, саморазвития, подготовки, обучения себя для более полного соответствия выбираемой профессии.
Янина Александровна пояснила, что профессиональное самоопределение – самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и осуществление профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессии.
Она задала следующие вопросы:
Какие профессии можно отнести к типу «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»? «Человек – Техника»:
Янина Александровна пояснилаПрофессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Эти профессии связаны:
- с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
- с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
- с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
«Человек – Природа»:
В основе профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Эти профессии связаны:
- с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
- с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
- с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...). «Человек – Человек»:
Профессии предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
- с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
- с обучением и воспитанием (воспитатель, тренер, учитель...);
- с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...);
- с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...). «Человек – Знаковая система»:
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
- с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
- с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
- с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник, картограф...);
- со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
«Человек – Художественный образ»:
Традиционно труд представителей профессий – «человек – художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. Художественный образ – результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессии данного типа связаны:
с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...);
с изготовлением, воспроизведением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
4. Как опыт работы в волонтерских и студенческих отрядах, лагерях труда и отдыха может повлиять на выбор профессии?
Янина Александровна уточнила что учащиеся нашего учреждения образования участвуя в работе лагеря труда и отдыха получают определённые знания о профессии по сборке мебели, благоустройству школьной территории
1. Развитие профессиональных навыков. Участие в волонтерских
проектах, работа в лагерях труда и отдыха помогает развивать важные профессиональные навыки, такие каккомандная работа, лидерство, управление временем (тайм-менеджмент), решение конфликтов и коммуникация. Эти навыки могут быть полезны в любой профессии;
2. Осознание собственных профессиональных интересов. Волонтерство и студотрядовское движение, работа в ЛТО позволяют обучающемуся опробовать себя в различных сферах и сделать вывод, что ему действительно интересно и важно. Это может помочь в выборе профессии, которая будет приносить удовлетворение.
3. Социальные контакты. Работа в волонтерских и студенческих отрядах, ЛТО предоставляет возможность познакомиться с людьми из разных профессиональных сфер деятельности, что может способствовать расширению возможностей трудоустройства в будущем.
4. Профессиональный опыт. Волонтерский опыт и опыт работы в студенческих отрядах может быть полноценным дополнением к резюме при
трудоустройстве, особенно для студентов и недавних выпускников. Это показывает нанимателю, что кандидат на вакантное место активен, инициативен и готов работать на благо общества.
5.Социальная ответственность. Участие в волонтерских проектах и студенческих отрядах, ЛТО может сформировать у человека чувство социальной ответственности и желание работать в сферах, соответствующих
волонтерской работе или работе профильного студенческого отряда, лагеря
труда и отдыха.
6. Опыт работы в условиях стресса. Работа в ЛТО и студенческих отрядах может быть напряженной, что способствует развитию.
Янина Александровна рассказала из каких достоверных источников можно получить информацию о профессиях?
Официальные государственные сайты: - Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: на сайте министерства часто размещаются данные о рынке труда, востребованных профессиях и статистике занятости; - Министерство образования Республики Беларусь: на сайте министерства размещается актуальная информация об организации деятельности студенческих отрядов, а также для поступающих в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования; - Национальный статистический комитет6 : предоставляет статистическую информацию, включая данные о профессиях и занятости в стране; - Комитет по труду, занятости и социальной защите: на сайте комитета по труду, занятости и социальной защите г.Городка , а также областных исполкомов, представлен перечень объектов по обеспечению временной трудовой занятости молодежи в городе Городке.
На сайте учреждения образования: - сайт содержат информацию о предлагаемых специальностях, учебных планах и перспективах трудоустройства выпускников.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся подвели итоги и определили для себя, насколько актуальна для них тема сегодняшнего разговора и что помогает им осознанно выбрать будущую профессию.
разгарнуць » / « згарнуць