Форма - это наружный вид чего-то, внешнее очертание, определенный установленный порядок; внутренняя организация содержания.
Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция образовательного процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся. Данная конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым выступает процесс взаимодействия, общения учителя и учащихся в ходе работы над конкретным учебным материалом.
Выделяют следующие основные формы организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Фронтальная форма предполагает совместную деятельность учителя и всего класса: учитель излагает учебный материал для всего класса, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевая учебным материалом.
При групповой работе класс делится на несколько групп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество учащихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек). Групповая работа учащихся может применяться для различных целей: решения задач и упражнений, выполнения лабораторных и практических работ, изучения нового материала.
Парная форма работы представляет собой взаимодействие в системе «учащийся- учащийся». Она целесообразна в том случае, когда один учащийся (сильный) выполняет функции учителя и научает другого учащегося (менее подготовленного); обучая другого, закрепляет свои знания.
При индивидуальной работе каждый учащийся получает задание, которое он выполняет независимо от одноклассников. Как правило, при определении задания учитель учитывает уровень подготовки и возможности учащегося. Такая форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности учащегося, дифференциации заданий.
Следует отметить, что использовать в образовательном процессе каждую из форм отдельно нежелательно. Только их оптимальное сочетание дает ожидаемые результаты. Сочетание же определяется учителем на основе решения образовательных задач, специфики темы, объема материала и др.
Охарактеризованные формы организации образовательного процесса имеют свои разновидности: урок, экскурсия, практикум, домашняя работа, факультативное занятие, семинарское занятие, консультация, конференция, дополнительное занятие и др.
Урок является основной формой организации образовательного процесса.
Лекция - форма проведения учебного занятия, направленная на устное изложение материала по определенной теме. В практике работы учителей чаще всего используется установочная лекция, которая используется в начале изучения учебного предмета либо объемной крупной темы.
Одна из разновидностей данной формы - интерактивная лекция. В чем ее отличительные особенности?
Во-первых, она предполагает обоюдную активность учителя и учащихся; во-вторых, обеспечивает возможность определения уровня изложения содержания учебного материала с учетом подготовленности учащихся, режима работы с использованием ЭСО, дидактических материалов; в-третьих, основывается на поддержании прямых и обратных связей с учащимися через диалог, мини-дискуссии, постановку вопросов относительно личного понимания ключевых слов темы.
К интерактивной лекции предъявляется ряд требований:
- обоснование выбора темы занятия;
- установление активной коммуникации с классом на основе прямых и обратных связей;
- четкая формулировка цели, определение задач, детализирующих реализацию поставленной цели лекции;
- пошаговое развертывание содержания рассматриваемой проблемы в тематическом поле лекции;
- планирование набора действий по стимулированию интереса и мотивации к проблематике лекции и вопросов для мини-дискуссий;
- выявление в процессе мини-дискуссий новых смыслов и концептуальных связей между выделяемыми функциональными компонентами лекции;
- определение противоречий, которые будут решаться введением новой образовательной технологии «интерактивная лекция»;
- определение отношения учащихся к выводам из содержания учебного занятия;
- подведение итогов лекции, оценивание ее качества по определенным критериям.
Семинарское занятие - это продуманный и подготовленный заранее процесс обучения и воспитания на определенную тему, проводимый в диалогической форме. Чаще всего такие занятия проводятся после изучения темы, для повторения изученного материала. Учитель заранее готовит ряд вопросов по теме и распределяет их среди учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят развернутый ответ по своему вопросу (дома, в библиотеке, в учебном кабинете с помощью Интернета). После выступления учащегося класс задает ему вопросы по теме. Может быть организовано коллективное обсуждение выступления одноклассника, рекомендована отметка за работу. Выставление отметки аргументируется учителем.
Факультативное занятие - это занятие, направленное на повышение у учащихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Оно предназначено для расширения кругозора, формирования личностных качеств, развития творческого потенциала учащихся. Благодаря факультативным занятиям каждый учащийся может самоопределиться, попытаться познать себя, «найти себя» в каком-то конкретном деле: будь то занятия, направленные на развитие двигательной активности, или занятия по подготовке к интеллектуальным состязаниям, смотрам, конкурсам, или просто обеспечивающие удовлетворение личностных интересов.
Факультативные занятия направлены на выполнение ряда функций:
а) предметной - ориентированной на повышение уровня изучения учащимися отдельных учебных предметов с тем, чтобы успешно участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах, централизованном тестировании;
б) развивающей - направленной на личностное развитие учащегося с учетом его склонностей, интересов и потребностей, на приобщение к поисково-исследовательской деятельности;
в) мотивационной - призванной развивать у учащихся мотивацию достижения успеха не только в изучении отдельных предметов, но и в социально-значимых делах;
г) коррекционно-стимулирующей - направленной на «выравнивание» образовательного уровня учащегося, обеспечение на этой основе избавления от комплексов «неуспешности», стимулирование продвижения вперед, значимых результатов деятельности;
д) адаптационной – позволяющей формировать у учащихся социальные компетенции, мобильность, способность быстро адаптироваться к условиям, атмосфере, ситуации;
е) профориентационной – призванной оказывать учащимся помощь в их профессиональном самоопределении.
Факультативные занятия проводятся по учебным программам, позволяющим обеспечивать соблюдение преемственности между обязательными учебными предметами и факультативными занятиями, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. Естественно. Что при определении перечня таких занятий необходимо исходить не только из личных желаний учащихся, их родителей, но и возможностей учреждения образования. Желательно учитывать конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с региональными условиями.
Содержание факультативных занятий чаще всего носит практико-ориентированный характер. В зависимости от их вида определяются формы работы.
Важным педагогическим условием эффективности факультативного занятия, на наш взгляд, является возникновение и поддержание познавательного интереса учащихся.
Практическое занятие – форма проведения учебных занятий, ориентированная на связь теории с практикой и служащая для закрепления знаний путем вовлечения учащихся в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, формирования умений пользоваться научно-справочной литературой, техническими и другими средствами. Как правило, практические занятия ориентированы на наиболее значимые темы, предусматривающие формирование умений и навыков использования теоретических знаний на практике.
Важным условием продуктивности практических занятий является подготовка к ним учащихся: изучение литературы по теме, вычленение сущности явления в изучаемом материале, владение методами исследования, умение моделировать и проектировать, готовность иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
Лабораторное занятие — форма организации учебных занятий, направленная на углубленное изучение научно-теоретических основ учебного предмета и овладение современными методами, умениями экспериментирования с помощью специального оборудования (аппаратуры, приборов), электронных образовательных ресурсов. На таких занятиях учащиеся на основе проводимых опытов включаются в процесс познания явлений, закономерностей, свойств, законов. Это позволяет им осваивать на практике работу машин, приборов, процессов, формировать умения работы с аппаратурой, схемами, моделями, пользоваться измерительной техникой.
Практикум - это особый вид учебных занятий, нацеленных на практическое усвоение учащимися основных положений конкретной темы.
Данная форма предусматривает самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ. Обычно она применяется в комплексной форме в 10-11-х классах, но, уже начиная со второй ступени общего среднего образования, учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской деятельности.
Уроки-практикумы проводятся, как правило, после изучения какого-либо раздела (темы) с целью повторения и углубления пройденного материала. Это групповая форма работы, когда класс делится на группы по 2-3 человека в каждой. Каждая группа выполняет отличающиеся от других лабораторные и практические задания по специальному расписанию, чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации учащихся. Важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей внутри них.
Самостоятельная работа учащихся предусматривает использование наглядных, практических и исследовательских методов. В ходе работы производится анализ, сравнение и сопоставление полученных результатов.
После проведения практикума проводится групповая проверка. Также не исключается самопроверка, которая способствует развитию самооценки учащихся.
Важным условием для проведения практикумов является наличие кабинета-лаборатории с необходимым оборудованием, а также подробных инструкций по выполнению заданий и инструкций по технике безопасности к каждой проводимой работе.
Ролевая игра - форма учебных занятий, которая чаще всего применяется учителями учебных предметов гуманитарной направленности. Она может использоваться при усвоении вопросов речевого этикета, при развитии полемических умений и ведения диалога, при изучении иностранных языков в предлагаемых разнообразных ситуациях.
Суть заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник игры выполняет определенную социальную роль - врача, судьи, адвоката, экскурсовода, бизнесмена и др. Игра имеет определенные правила, с которыми учащиеся знакомятся заранее. Ведущий, т. е. учитель, руководит ходом игры.
Данная форма учебных занятий предполагает создание ситуации, близкой к реальной, пробуждает у учащихся интерес к изучаемой теме, повышает результативность учебной деятельности. Кроме того, использование игровой формы помогает всем участникам учиться экономить время на отработку определенных понятий, умений, навыков в процессе обучения, развивает у них мотивацию достижения успеха. В конце игры подводятся итоги. Осуществляется самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реальностью, определение значимости полученных результатов.
Диалог - форма работы, характеризующаяся сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих лиц. Реплики говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог рассматривается как вид связной речи или текста.
В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для него характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и др.
Ценность диалога состоит, в первую очередь, в том, что он является продуктивным способом развития речевого общения учащихся.
Доклад - форма публичного выступления, сообщения на определенную тему. В учреждении образования доклады используются в процессе преподавания разных учебных предметов, как на учебном занятии, так и при проведении факультативных занятий. Доклад - эффективное средство развития научного стиля речи учащихся. Важную роль в развитии учащихся играет процесс подготовки к докладу: определение темы, сбор материала, составление плана или тезисов, написание текста. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащихся. Нередко доклад делается лишь по тезисам, без подготовки полного текста. В этом случае становится эффективным средством развития устной речи. Обсуждение доклада ориентирует на вовлечение всех учащихся в данный процесс, что позволяет формировать у них умения высказываться аргументировано, кратко, отстаивая свою точку зрения.
Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый ее участниками с целью поиска истины. Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. Для того чтобы каждый учащийся мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы (до 10 человек). Положительным моментом в проведении дискуссии является подбор состава участников, разных по уровню подготовки, личностным качествам и др.
В педагогической практике получили распространение различные виды обмена мнениями, представляющие собой свернутые формы дискуссии: дебаты, круглые столы, диспуты и др.
Дебаты - четко структурированный и специально организованный публичный обмен мнениями между двумя сторонами по актуальным темам; разновидность публичной дискуссии, участники которой призваны переубедить в своей правоте третью сторону, а не друг друга; формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников (представителей двух противостоящих, соперничающих команд) и взаимных опровержений. Вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определенного результата - сформировать у учащихся другой команды положительное впечатление от собственной позиции.
Круглый стол - разновидность дискуссии, в которой на равных участвуют все учащиеся и учитель, собравшиеся «за столом». Данная форма предполагает рассмотрение актуальной для учащихся проблемы, которая, в результате ее обсуждения с помощью метода «цепной реакции» к концу учебного занятия должна быть решена либо должно быть предложено несколько вариантов ее решения. Поэтому проводить тематические круглые столы целесообразно на заключительном занятии по данной теме.
Диспут - специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более сторон, отстаивающих свои позиции. Цель проведения диспута — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Данная форма продуктивна в процессе формирования у учащихся умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Конференция – собрание, на котором обсуждается какой-либо актуальный вопрос. Используется как форма коллективной деятельности, направленная на развитие познавательных интересов, мотивации исследовательской деятельности.
В учреждениях образования проводятся конференции по различным учебным предметам, направлениям, проблемам, читательские конференции. В ходе конференции заслушиваются основной доклад, содоклады; участники выступают с сообщениями, проходят дискуссии. Иногда конференция проводится как итоговое учебное занятие по изучению разделов учебного предмета. Поэтому она выступает эффективным средством обогащения словарного запаса учащихся, развития у них связной речи, главным образом деловой устной.
Домашняя учебная работа – это самостоятельная форма работы учащихся, выполняемая ими вне класса и без непосредственного руководства учителя, но с учетом данных им рекомендаций.
Значение домашней работы состоит в том, что она развивает самостоятельность рассуждений и действий учащегося. Хотя он и работает в соответствии с указаниями учителя, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному усвоению учебного материала.
Существуют определенные дидактические требования к домашней работе.
Задания должны быть:
а) небольшими по объему, но содержательными, сосредоточены на усвоении, закреплении или повторении правила, операции мышления, практических действий;
б) более просты и понятны, чем те, что выполнялись в классе;
в) связаны с непосредственными наблюдениями и впечатлениями учащихся, особенно при составлении задач, примеров, предложений, написании сочинений, проведении практической работы;
г) сопровождаемы инструктивными указаниями о том, как их выполнять, чтобы предупредить возможность механического копирования работы, выполняемой в классе;
д) индивидуализированы с учетом возможностей и подготовки учащихся; е) проверены учителем после проведения учебного занятия либо со всем классом на следующем учебном занятии, что формирует дисциплинированность и ответственность учащихся.
Консультация – форма учебных занятий, на которых учитель разъясняет учащимся отдельные вопросы содержания учебного предмета. Консультация может проводиться индивидуально или по группам, для одного класса или для учащихся разных классов. Как правило, вопросы для консультаций инициируют сами учащиеся.
В период подготовки учащихся к выпускным экзаменам составляется расписание консультаций, которые проводятся по темам и разделам учебного предмета. Консультации могут проводиться учителями перед контрольными и тематическими работами.
Самостоятельная работа учащихся – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия, осуществляемая при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении учебного материала. Многие виды работ учащихся могут быть как самостоятельными, так и несамостоятельными. Сообщение новой темы может быть организовано в форме эвристической беседы с самостоятельным выводом; в форме лекции, где самостоятельность учащихся проявляется в целостном восприятии и усвоении материала; в форме прочтения и усвоения материала учебника без помощи учителя. Организуя самостоятельную работу учащихся на учебном занятии, учитель выбирает ту или иную форму подачи материала в зависимости от поставленных задач, условий работы, использует специальные сборники задач, упражнений, заданий для учащихся, а также рабочие тетради по учебным предметам на печатной основе.
Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи; способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательной цели. Составной частью метода является - прием.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения материала и характер взаимодействия участников данного процесса.
Методы обучения классифицируются по ряду признаков:
-источнику знаний;
-характеру познавательной деятельности учащихся;
-руководящей роли учителя;
-степени активности учащихся;
-возможности стимулирования и самостимулирования учебной деятельности;
-условиям контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В педагогической деятельности методы реализуются в различных формах (в конкретных действиях, организационных формах, приемах и др.) и осуществляются различными средствами обучения (ТСО, учебное пособие, речь и др.).
На учебном занятии методы обучения должны соответствовать его задачам и материальному обеспечению; характеру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков учащихся; их индивидуальным особенностям, подготовленности и возможностям; личностным качествам учителя и уровню его методической подготовки; бюджету времени.
В педагогической практике учителя чаще всего используют словесные (объяснение, рассказ, работа с книгой, изложение, рассуждение, беседа, проблемное изложение), наглядные, практические методы обучения, а также наблюдения.
разгарнуць » / « згарнуць